Отдел по вопросам образования
администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области
Методическая разработка
раздела программы по русскому языку
«Морфология. Орфография. Культура речи.
Деепричастие»
7 класс
Выполнила
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Стёксовской СОШ
Шехунова Людмила Вячеславовна
2012 год
Пояснительная записка
Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно – выразительных средств, стилистическим разнообразием.
Свободное владение родным языком – надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели в общеобразовательной школе служит «Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы», разработанная М. Т. Барановым, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанским и рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации, вышедшая в издательстве «Просвещение» города Москвы в 2007 году.
Программа позволяет поднять преподавание языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Материал по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучается фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому значительное место отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы.
Изучение темы «Деепричастие» начинается с повторения ранее изученного о глаголе и наречии. На изучение темы отводится 10 часов плюс 2 часа на развитие речи, и следует она после изучения темы «Причастие».
В учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой на изучение темы «Деепричастие» отводится 10 часов, в учебном комплексе М.М.Разумовской – темы «Причастие» и «Деепричастие» объединены в один раздел с количеством часов – 41.
Цели и задачи раздела
Цель: ознакомление с деепричастием как самостоятельной частью речи:
его семантическими, морфологическими, синтаксическими и
словообразовательными признаками; формирование определённых
орфографических и пунктуационных навыков.
Задачи :
- познавательные:
- сформировать представление о деепричастии как самостоятельной части речи;
- сформировать навык разграничения основного действия, выраженного глаголом - сказуемым и добавочного - при нём, выраженного деепричастием;
- отличать деепричастия от глаголов и причастий;
- отработать навыки правописания не с деепричастиями;
- сформировать навык выделения запятыми одиночных деепричастий и деепричастных оборотов;
- развивающие:
- развивать у школьников умение применять сформированные обобщенные понятия «часть речи» и «морфологические признаки частей речи» для анализа новой – деепричастия;
- развивать речь школьников через совершенствование умений самостоятельно употреблять деепричастия в предложениях;
- развивать внимание, память, логическое мышление, воображение учащихся;
- практические:
- развивать речь школьников через совершенствование умений самостоятельно употреблять деепричастия и деепричастные обороты в предложениях;
- создать предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся;
- воспитательные:
- обогатить язык школьников деепричастиями, придающими точность, динамичность, выразительность речи;
- привить любовь и уважение к родному языку.
Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала в соответствии с возрастными особенностями
Работу с учащимися 7 класса планирую и провожу с учётом их психологических особенностей. Подростковый возраст обучающихся (его называют переходным) связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности учителя на уроке.
В связи с бурным ростом и развитием организма у подростка наблюдаются повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, быстрая утомляемость, поэтому я во время урока регулярно провожу физкультпаузы, использую частую смену деятельности, создаю проблемные ситуации, заинтересовываю учащихся нестандартными и творческими заданиями.
Если школьник еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, безразличие. И мне как педагогу приходится изменять привычные методы обучения. Предлагаю школьникам самостоятельно изучить тему или выступить в роли учителя.
Активные формы обучения создают положительную учебную мотивацию, развивают познавательную и творческую активность, увлекают, заинтересовывают подростка, побуждают его к самостоятельной деятельности. Учащимся 7 класса нравится подбирать материал для орфографических и пунктуационных диктантов, лингвистических разминок, разнообразных дидактических игр, например, таких, как игра «Четвёртый лишний», которая проводится на этапе закрепления знаний.
Учащиеся с высокой степенью учебной мотивации сами ставят цели конкретного урока и анализируют свои достижения.
Подростки обычно остро переживает собственные неудачи, и это вызывает у них бурные отрицательные эмоции, нежелание выполнять трудные учебные задания. Для таких учащихся создаю ситуацию успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.
Поощряю в детях самостоятельность в приобретении знаний, желание работать с различными источниками информации (в том числе во время урока), особенно со справочной литературой, энциклопедиями, разнообразными словарями, и у детей в нашей школе есть такая замечательная возможность: школьная библиотека постоянно пополняется справочной литературой.
По словам Б.Ц. Бадмаева, “подростковый возраст - самый трудный для учителей и родителей, самый критический для самих подростков». Но знания и учет возрастных психологических особенностей учащихся 7 класса, любовь к выбранной профессии позволяют мне добиться стабильных результатов обучения.
В 7 классе МБОУ Стексовской СОШ - 12 учащихся: 8 мальчиков и 4 девочки, у двоих – неполные семьи. В 2 семьях родители имеют высшее педагогическое образование, в остальных – среднее и среднее специальное.
Материальный достаток всех семей - низкий. Две семьи являются неблагополучными из-за злоупотребления родителями спиртных напитков.
В 7 классе МБОУ Стексовской СОШ - 12 учащихся: 8 мальчиков и 4 девочки, у двоих – неполные семьи. В 2 семьях родители имеют высшее педагогическое образование, в остальных – среднее и среднее специальное.
С 2 мальчиками, имеющими низкую учебную мотивацию, на этапах объяснения нового материала и его закрепления работаю индивидуально.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Обучающиеся должны знать:
- характеристику деепричастия по значению;
- признаки глагола и наречия у деепричастия;
- что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и
деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету);
- определение деепричастного оборота;
- синтаксическую роль деепричастия в предложении;
- что деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное
добавочное действие;
- как образуются деепричастия несовершенного вида;
- суффиксы деепричастий несовершенного вида;
- что деепричастия совершенного вида обозначают законченное
добавочное действие;
- как образуются деепричастия совершенного вида;
- суффиксы деепричастий совершенного вида;
- условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных
оборотов на письме;
- условия раздельного написания не с деепричастиями;
- порядок морфологического разбора деепричастия.
Должны уметь:
- находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в
предложениях;
- находить исходную форму глагола, от которого образовано деепричастие;
- определять вид деепричастий.
- образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида;
- находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся;
- находить и выделять на письме деепричастные обороты;
- заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой
глагола деепричастиями и деепричастными оборотами;
- заменять глаголы деепричастиями совершенного и несовершенного вида;
- заменять причастия совершенного и несовершенного вида деепричастиями;
- правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и
деепричастном обороте;
- правильно писать не с деепричастиями;
- графически обозначать условия правильных написаний;
- производить морфологический разбор (устный и письменный) деепричастия.
- описывать действия, используя деепричастия.
- определять синтаксическую роль деепричастия;
- распространять предложения за счет включения в них деепричастного
оборота;
- правильно ставить ударение в деепричастиях;
- находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Для успешного овладения новыми знаниями и умениями учащихся по разделу программы «Морфология. Орфография. Культура речи. Деепричастие» я применяю на уроках такие технологии, которые позволяют ученикам развивать коммуникативные способности: уметь слушать и говорить, рассказывать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию, формировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас и грамотно строить высказывание. Поэтому я использую технологии развивающего обучения, личностно - ориентированного подхода, проблемного обучения, коммуникативные технологии, ИКТ – технологии.
Считаю эффективными следующие применяемые мною формы и приёмы работы на уроках русского языка: методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия (схемы, таблицы, компьютерные презентации), методы передачи информации с помощью практической деятельности (практические упражнения, работа с книгой, справочной литературой, дидактические игры), методы диалогового общения, методы стимулирования и мотивации (создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий), методы контроля и самоконтроля (опрос, тест, диктант, срезовые работы).
Большое внимание уделяю лингвистическому анализу текстов, который способствует созданию развивающей, творческой и воспитывающей атмосферы на уроке, помогает учащимся видеть роль и значение деепричастий.
Включаю в урок работу с фразеологизмами, пословицами, поговорками, афоризмами – это прививает любовь к русскому языку, способствует обогащению речевой культуры детей.
Использую ИКТ на уроке и убеждена, что данная технология повышает интерес к учебному предмету в целом, активизирует познавательную деятельность учеников, позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществить индивидуально-дифференцированный подход в обучении, включает школьников в современное информационное пространство, способствует развитию личности ученика.
При изучении темы «Деепричастие» я использую ИКТ на этапе закрепления и уроках контроля (игры, путешествия, викторины). Это позволяет мне вести учёт и контроль знаний, планировать работу по ликвидации «пробелов».
Система знаний и система деятельности
№ п/п
|
Тема
|
Знания учащихся
|
Деятельность учащихся
|
1
|
Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот.
|
Определение деепричастия как части речи. Признаки, общие с глаголом и наречием. Определение деепричастного оборота. Деепричастный оборот как член предложения. Место деепричастного оборота по отношению к глаголу.
|
Сопоставление 2-х предложений (в первом- глаголы - сказуемые, во втором - слова, обозначающие добавочное действие по отношению к основному); определение признаков глагола и наречия у деепричастия. Нахождение деепричастного оборота, определение синтаксической роли. Ознакомление с теоретическим материалом § 26. Выполнение упражнений из учебника. Нахождение и исправление ошибок в употреблении деепричастий.
|
2
|
Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
|
Условия выделения на письме деепричастий и деепричастных оборотов.
|
Лингвистическое сообщение по изученной теме (инд.). Синтаксический разбор предложения. Конструирование предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами. Постановка знаков препинания. Работа по учебнику, § 27. Срезовая работа.
|
3
|
Раздельное написание «не» с деепричастиями.
|
Условия раздельного написания «не» с деепричастиями.
|
Выполнение индивидуальных заданий по карточкам (2-3 ученика), для остальных - графический диктант. Объяснительный диктант (не с разными частями речи). Сходство с орфограммой ««Не» с глаголами». Работа по учебнику, § 28. Тест.
|
4
|
Деепричастия несовершенного вида.
|
Суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия несовершенного вида.
|
Распределительный диктант. Самостоятельное изучение теоретического материала
§ 29. Вопросы на усвоение. Работа по учебнику. Образование деепричастий несовершенного вида. Словарная и орфоэпическая работа.
|
5
|
Деепричастия совершенного вида.
|
Суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия совершенного вида.
|
Работа с текстом. Самостоятельное изучение теоретического материала
§ 30. Вопросы на усвоение по теме «Образование деепричастий несовершенного и совершенного видов». Работа по учебнику. Диктант «Проверяю себя» (с использованием компьютера). Итог урока (подводят дети)
|
6
|
Морфологический разбор деепричастия. Обобщение по теме «Деепричастие»
|
План и образец
морфологического разбора деепричастия. Обобщение и систематизация изученного.
|
Постановка детьми целей урока. Работа с текстом. Живопись на уроке. Самостоятельное изучение морфологического разбора
в § 29. Разбор деепричастий по вариантам. Работа по предупреждению ошибок. Распределительный диктант. Итог урока (подводят дети).
|
7
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие».
|
Проверка знаний по теме.
|
Написание текста контрольного диктанта; выполнение заданий: 1- синтаксический разбор предложения;
2-морфологический разбор слова; 3- морфемный и словообразовательный разборы слова.
|
Поурочное планирование по разделу
На изучение раздела «Морфология. Орфография. Культура речи. Деепричастие» программой отводится 7 часов плюс 2 часа на развитие речи.
№ п/п
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
1.
|
Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот.
|
1
|
01.12.
|
2.
|
Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
|
1
|
03.12.
|
3.
|
Раздельное написание «не» с деепричастиями.
|
1
|
05.12.
|
4.
|
Деепричастия несовершенного вида.
|
1
|
06.12.
|
5.
|
Деепричастия совершенного вида.
|
1
|
08.12.
|
6 -7.
|
Р.Р. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»
мм«»2«Вратарь»«Вратарь».
|
2
|
10.12.
10.12.
|
8.
|
Морфологический разбор деепричастия.
Обобщение по теме «Деепричастие»
|
1
|
12.12
|
9.
|
Контрольный диктант по теме «Деепричастие».
|
1
|
13.12.
|
Методическая разработка
Разработка урока по теме:
«Морфологический разбор деепричастия.
Обобщение по теме «Деепричастие»»
План урока
<
Этап урока
|
Методы и приемы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Время
|
I.
|
Орг.
момент.
Вступительное слово учителя.
Работа с классом.
|
Приветствие.
Настрой на продуктивную деятельность.
I. Ребята, сегодня мы с вами снова в Стране Русского языка, на одном из самых больших её островов под названием Морфология. Будем обобщать и систематизировать знания, применять полученные на уроках умения, выполнять морфологический разбор данной части речи.
- Назовите часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и наречия?
- Верно.
- Записываем число в тетрадях и тему урока: Морфологический разбор деепричастия. Обобщение по теме «Деепричастие».
(слайд №1)
|
Ученик:
это деепричастие.
|
1,5 мин
|
II.
|
Постановка целей урока детьми.
|
Ребята, сформулируйте самостоятельно цели нашего урока.
Хорошо. Правильно.
Добавлю к сказанному ещё некоторые цели: развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи, вырабатывать навыки конструирования предложений; обогащать язык деепричастиями, придающими точность, динамичность, выразительность речи; прививать любовь и уважение к родному языку.
(слайд № 2)
|
Ученица: обобщить сведения о деепричастии, закрепить написания НЕ- с деепричастиями, уметь выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме запятыми, правильно использовать деепричастия в речи.
|
1,5
мин
|
|
Проблемный вопрос.
|
По каким признакам можно узнать деепричастие?
|
Ученица: деепричастие можно узнать не только по морфологическим признакам, но и по морфемным признакам.
Ученик: Деепричастия образуются от глаголов. Суффиксы –а(-я) имеют деепричастия несовершенного вида;
-в, -вши, -ши, –а(-я) – совершенного.
|
3 мин
|
Что необходимо учитывать при образовании деепричастий?
|
Вид глагола. От глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида, а от глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида.)
|
Запишите по 2 слова с указанными суффиксами. Выполните их морфемный разбор.
|
Дети зачитывают.
|
III.
|
Работа с текстом.
Связь с живописью.
|
Внимание – на экран. Назовите художника и вспомните его картину.
(слайд №3)
Давайте проверим, научились ли вы употреблять деепричастия в тексте. Для этого обратимся к тексту, в котором рассказывается об одной известной картине.
Молодцы!
|
Ответ:
это репродукция с картины В.М.Васнецова «Аленушка».
Дети смотрят на
слайд №4 (текст) или
в текст, который лежит на парте.
Читают выразительно.
|
3 мин
|
|
Лексическая работа с использова-нием словаря.
|
Кто может объяснить лексическое значение слова «отрешенно»?
|
Ученица: обратимся к Толковому словарю С.И.Ожегова: «Отрешенный – отчужденный, погруженный в себя»
|
1 мин
|
Задание: замените выделенные глаголы деепричастиями. Подчеркните деепричастные обороты, расставьте знаки препинания.
Оказываю помощь 2 ученикам с низкой учебной мотивацией (из II группы).
|
Дети списывают текст, выполняя задания.
|
7 мин
|
Чем полученный текст отличается от исходного?
|
Ученик: текст стал более точным, динамичным, выразительным.
|
|
Дайте определение деепричастного оборота.
|
Ученик: деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.
|
1 мин
|
|
Устная работа по вопросам
|
Какими членами предложения они являются? Как обособляются?
|
|
1
мин
|
|
|
Ответы:
1) деепричастия и деепричастные обороты в предложении являются обстоятельствами;
2) выделяются запятыми с обеих сторон, если находятся в середине предложения и одной запятой, если в начале или в конце предложения.
|
|
Взаимо-проверка.
|
|
Осуществляется
взаимопроверка.
|
1 мин
|
|
Работа в группах
|
Самосто-тельное изучение темы.
Работа с учебником.
|
Чтобы упорядочить свои знания, я предлагаю вам, ребята, самостоятельно изучить материал на странице 90 , § 31 по теме: «Морфологический разбор деепричастия».
|
Читают и осмысливают
материал § 31.
|
2
мин
|
Выполнение по образцу.
|
Выполните письменный морфологический разбор 2-х деепричастий из полученного текста.
|
У доски работают 2 ученика с низкой учебной мотивацией (из II группы)
Провожу с ними индивидуальные консультации, оказываю помощь.
|
3
мин
|
|
|