Понедельник, 23.10.2017, 05:26Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ Стексовская СШ
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Аттестация 2010


Отдел по вопросам образования

 администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области

 

 

Методическая разработка

раздела программы     по русскому языку

«Морфология. Орфография. Культура речи.

Деепричастие»

7 класс

 

 

 

                                                                            Выполнила

                                                                        учитель русского языка

                                                                             и литературы

                                                                         МБОУ Стёксовской СОШ

Шехунова Людмила Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

Пояснительная записка

 

Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно – выразительных средств, стилистическим разнообразием.

Свободное владение родным языком – надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели в общеобразовательной школе служит «Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы», разработанная М. Т. Барановым, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанским и рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации, вышедшая в издательстве «Просвещение» города Москвы в 2007 году.

Программа позволяет поднять преподавание языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Материал по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучается фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому значительное место отводится повторению.  Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы.

Изучение темы «Деепричастие» начинается с повторения  ранее изученного  о глаголе и наречии. На изучение темы отводится 10 часов плюс 2 часа на развитие речи,  и  следует она после изучения темы «Причастие».

В учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой на изучение темы «Деепричастие» отводится 10 часов, в учебном комплексе М.М.Разумовской – темы «Причастие» и «Деепричастие» объединены в один раздел с количеством часов – 41.

 

 

Цели и задачи раздела

 

Цель:  ознакомление с деепричастием как самостоятельной частью речи:

             его семантическими,  морфологическими, синтаксическими и

             словообразовательными признаками; формирование  определённых  

             орфографических и пунктуационных навыков.

 

Задачи :

 

- познавательные:

  • сформировать представление о деепричастии как самостоятельной части речи;
  • сформировать навык разграничения основного действия, выраженного глаголом - сказуемым и добавочного  - при нём,  выраженного деепричастием;
  • отличать деепричастия от глаголов и причастий;
  • отработать навыки правописания не с деепричастиями;
  • сформировать навык выделения запятыми одиночных деепричастий и деепричастных оборотов;

 

- развивающие:

  • развивать у школьников умение применять сформированные обобщенные понятия «часть речи» и «морфологические признаки частей речи» для анализа новой – деепричастия;
  • развивать речь школьников через совершенствование умений самостоятельно употреблять деепричастия в предложениях;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, воображение учащихся;

 

- практические:

  • развивать речь школьников через совершенствование умений самостоятельно употреблять деепричастия и деепричастные обороты  в предложениях;
  • создать предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся;

 

- воспитательные:

  • обогатить язык школьников деепричастиями, придающими точность, динамичность, выразительность речи;
  • привить любовь и уважение к родному языку.

 

 

Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала в соответствии с возрастными особенностями

 

      Работу  с учащимися  7 класса планирую и провожу с учётом их  психологических особенностей. Подростковый возраст  обучающихся (его называют переходным) связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности учителя на уроке.

       В связи с бурным  ростом  и развитием организма у подростка  наблюдаются повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость,  быстрая утомляемость, поэтому я во время  урока  регулярно провожу физкультпаузы,  использую частую смену деятельности, создаю проблемные ситуации, заинтересовываю учащихся нестандартными и творческими  заданиями.

       Если школьник еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, безразличие. И мне как педагогу приходится  изменять привычные методы обучения. Предлагаю школьникам самостоятельно изучить тему или выступить в роли учителя.

       Активные формы обучения создают  положительную учебную мотивацию, развивают познавательную и творческую активность, увлекают, заинтересовывают подростка, побуждают его к самостоятельной деятельности. Учащимся 7 класса нравится подбирать  материал для орфографических и пунктуационных диктантов,  лингвистических разминок, разнообразных дидактических игр, например, таких,  как игра  «Четвёртый лишний», которая проводится на этапе закрепления знаний.

      Учащиеся с высокой степенью учебной мотивации сами ставят  цели конкретного урока и анализируют свои достижения.

       Подростки  обычно остро переживает собственные неудачи, и это вызывает у них бурные отрицательные эмоции,  нежелание выполнять трудные учебные задания. Для таких учащихся создаю ситуацию успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

        Поощряю в детях самостоятельность в приобретении знаний, желание работать с различными источниками информации (в том числе во время урока), особенно со справочной литературой, энциклопедиями, разнообразными словарями,  и у детей в нашей школе есть такая замечательная возможность: школьная библиотека постоянно пополняется справочной литературой. 

         По словам Б.Ц. Бадмаева, “подростковый возраст  - самый трудный для учителей и родителей, самый критический для самих подростков». Но знания и учет  возрастных психологических особенностей учащихся 7 класса, любовь к выбранной профессии  позволяют мне добиться стабильных результатов обучения.

В 7  классе МБОУ Стексовской СОШ - 12 учащихся: 8 мальчиков и 4 девочки, у двоих – неполные семьи. В 2 семьях родители имеют высшее педагогическое образование, в остальных – среднее и среднее специальное.

Материальный достаток всех семей - низкий. Две семьи являются неблагополучными из-за злоупотребления родителями спиртных напитков.

В 7  классе МБОУ Стексовской СОШ - 12 учащихся: 8 мальчиков и 4 девочки, у двоих – неполные семьи. В 2 семьях родители имеют высшее педагогическое образование, в остальных – среднее и среднее специальное.

С 2 мальчиками, имеющими низкую учебную мотивацию, на этапах объяснения нового материала и его закрепления работаю индивидуально.

 

                Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Обучающиеся должны знать:

-    характеристику деепричастия по значению;

 -   признаки глагола и наречия у деепричастия;

-    что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и

     деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету);

-    определение деепричастного оборота;

-    синтаксическую роль деепричастия в предложении;

-    что деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное

     добавочное действие;

-    как образуются деепричастия несовершенного вида;

 -   суффиксы деепричастий несовершенного вида;

-    что деепричастия совершенного вида обозначают законченное

  добавочное  действие;

-    как образуются деепричастия совершенного вида;

-    суффиксы деепричастий совершенного вида;

-    условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных

      оборотов на письме;

-    условия раздельного написания не с деепричастиями;

-    порядок морфологического разбора деепричастия.

 

Должны уметь:

-    находить слова, обозначающие основные и добавочные действия,  в

      предложениях;

-    находить исходную форму глагола, от которого образовано деепричастие;

-    определять вид деепричастий.

-    образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида;

-    находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся;

-    находить и выделять на письме деепричастные обороты;

-   заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой

     глагола деепричастиями и деепричастными оборотами;

-   заменять глаголы деепричастиями совершенного и несовершенного вида;

-   заменять причастия совершенного и несовершенного вида деепричастиями;

-   правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и

    деепричастном обороте;

-   правильно писать не с деепричастиями;

-   графически обозначать условия правильных написаний;

-   производить морфологический разбор (устный и письменный) деепричастия.

-   описывать действия, используя деепричастия.

-   определять синтаксическую роль деепричастия;

-   распространять предложения за счет включения в них деепричастного

     оборота;

-   правильно ставить ударение в деепричастиях;

-  находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

 

     Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Для успешного овладения новыми знаниями и умениями учащихся по разделу программы «Морфология. Орфография. Культура речи. Деепричастие»  я применяю на уроках такие технологии, которые позволяют ученикам развивать  коммуникативные  способности:  уметь  слушать и говорить, рассказывать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию, формировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас и грамотно строить  высказывание. Поэтому  я использую технологии развивающего обучения, личностно - ориентированного подхода, проблемного обучения, коммуникативные технологии,  ИКТ – технологии.

      Считаю эффективными следующие применяемые мною формы и приёмы  работы на уроках русского языка: методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия (схемы, таблицы, компьютерные презентации), методы передачи информации с помощью практической деятельности (практические  упражнения, работа с книгой, справочной литературой, дидактические игры), методы диалогового общения,  методы стимулирования и мотивации (создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий), методы контроля и самоконтроля (опрос, тест, диктант, срезовые работы).

Большое внимание уделяю лингвистическому  анализу  текстов, который способствует  созданию развивающей, творческой и воспитывающей атмосферы на уроке, помогает учащимся видеть роль  и значение деепричастий.   

    Включаю в урок  работу с  фразеологизмами,  пословицами, поговорками, афоризмами – это прививает любовь к русскому языку, способствует обогащению речевой культуры детей.

    Использую  ИКТ на уроке и убеждена, что данная технология повышает интерес к учебному предмету в целом, активизирует познавательную деятельность учеников, позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществить индивидуально-дифференцированный подход в обучении,  включает школьников в современное информационное пространство, способствует развитию личности ученика.

При изучении темы «Деепричастие» я использую ИКТ на этапе закрепления и уроках  контроля  (игры, путешествия, викторины). Это позволяет мне  вести учёт и контроль знаний, планировать работу по ликвидации «пробелов».

 

Система знаний и система деятельности

 

№ п/п

Тема

Знания учащихся

Деятельность учащихся

1

 

Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот.

Определение деепричастия как части речи. Признаки, общие с глаголом и наречием. Определение деепричастного оборота. Деепричастный оборот как член предложения. Место деепричастного оборота по отношению к глаголу.

Сопоставление 2-х предложений (в первом- глаголы - сказуемые, во втором - слова, обозначающие добавочное действие по отношению к основному); определение признаков глагола и наречия у деепричастия. Нахождение деепричастного оборота, определение синтаксической роли. Ознакомление с теоретическим материалом  § 26. Выполнение упражнений из учебника. Нахождение и исправление ошибок в употреблении деепричастий.

2

Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Условия выделения на письме деепричастий и деепричастных оборотов.

Лингвистическое сообщение по изученной теме (инд.). Синтаксический разбор предложения. Конструирование предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами. Постановка знаков препинания. Работа по учебнику, § 27. Срезовая работа.

3

Раздельное написание «не» с деепричастиями.

Условия раздельного написания «не» с деепричастиями.

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам (2-3 ученика), для остальных -  графический диктант. Объяснительный диктант (не с разными частями речи). Сходство с орфограммой ««Не» с глаголами». Работа по учебнику, § 28.  Тест.

4

Деепричастия несовершенного вида.

Суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия несовершенного вида.  

Распределительный диктант. Самостоятельное изучение теоретического материала

§ 29.  Вопросы на усвоение. Работа по учебнику. Образование деепричастий несовершенного вида. Словарная  и орфоэпическая работа.

5

Деепричастия совершенного вида.

Суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия совершенного вида.  

Работа с текстом. Самостоятельное изучение теоретического материала

 § 30.  Вопросы на усвоение по теме «Образование деепричастий несовершенного и совершенного видов». Работа по учебнику. Диктант «Проверяю себя» (с использованием компьютера). Итог урока (подводят дети)

6

Морфологический разбор деепричастия. Обобщение по теме «Деепричастие»

План и образец

морфологического разбора деепричастия. Обобщение и систематизация изученного.

Постановка детьми целей урока. Работа с текстом. Живопись на уроке. Самостоятельное изучение морфологического разбора

в § 29. Разбор деепричастий по вариантам. Работа по предупреждению ошибок. Распределительный диктант. Итог урока (подводят дети).

7

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие».

Проверка знаний по теме.

Написание текста контрольного диктанта; выполнение заданий: 1- синтаксический разбор предложения;

 2-морфологический разбор слова; 3- морфемный и словообразовательный разборы слова.

 

 

Поурочное планирование по разделу

 

На изучение раздела  «Морфология. Орфография. Культура речи. Деепричастие»   программой  отводится  7 часов  плюс 2 часа на развитие речи.

 

 

 

            

 

№ п/п

 

 

Тема урока

 

Кол-во часов

 

Дата проведения

1.

 

Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот.

1

01.12.

2.

 

Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

1

03.12.

3.

Раздельное написание «не» с деепричастиями.

1

05.12.

4.

Деепричастия несовершенного вида.

1

06.12.

5.

Деепричастия совершенного вида.

1

08.12.

6 -7.

 

Р.Р. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

 

 

 

 

мм«»2«Вратарь»«Вратарь».

2

10.12.

10.12.

 

 

 

 

8.

Морфологический разбор деепричастия.

Обобщение по теме «Деепричастие»

1

12.12

9.

Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

1

13.12.

 

Методическая разработка

 

Разработка урока по теме:

 

«Морфологический разбор деепричастия.

                   Обобщение по теме «Деепричастие»»

 

План урока

  <

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I.

 

 

 

 

 

 

 

Орг.

момент.

Вступительное слово учителя.

Работа с классом.

 

 

 

 

Приветствие.

Настрой на продуктивную деятельность.

I. Ребята, сегодня мы с вами снова в Стране Русского языка, на одном из самых больших её островов под названием Морфология. Будем обобщать и систематизировать знания, применять полученные на уроках умения, выполнять морфологический разбор  данной части речи.

  • Назовите  часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и наречия?

- Верно.

- Записываем число в тетрадях и тему урока: Морфологический разбор деепричастия. Обобщение по теме «Деепричастие».

             (слайд №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик:

это   деепричастие.

 

 

 

1,5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.

 

Постановка целей урока детьми.

 

Ребята, сформулируйте самостоятельно  цели нашего урока.

 

 

 

 

 

Хорошо. Правильно.

Добавлю к сказанному ещё некоторые цели: развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи, вырабатывать навыки конструирования предложений; обогащать язык  деепричастиями, придающими точность, динамичность, выразительность речи; прививать любовь и уважение к родному языку.

              (слайд № 2)

Ученица:  обобщить сведения о деепричастии, закрепить написания НЕ- с деепричастиями,  уметь выделять  деепричастия и деепричастные обороты на письме запятыми, правильно  использовать деепричастия в речи.

 

 

 

 

1,5

мин

 

Проблемный вопрос.

По каким признакам можно узнать деепричастие?

Ученица: деепричастие можно узнать не только по морфологическим признакам, но и по морфемным признакам.

Ученик: Деепричастия образуются от глаголов. Суффиксы –а(-я) имеют деепричастия несовершенного вида;

 -в, -вши, -ши, –а(-я) – совершенного.

 

 

3 мин

Что необходимо учитывать при образовании деепричастий?

 

 

 

 

   Вид глагола. От глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида, а от глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида.)

Запишите по 2 слова с указанными суффиксами. Выполните их морфемный разбор.

 

Дети зачитывают.

 

III.

 

Работа с текстом.

 

Связь с живописью.

Внимание – на экран. Назовите художника и вспомните его  картину.

                (слайд №3)

Давайте проверим, научились ли вы употреблять  деепричастия в тексте. Для этого обратимся к тексту, в котором рассказывается об одной известной картине.

Молодцы!

Ответ:

это репродукция с картины В.М.Васнецова «Аленушка».

 

 

Дети смотрят на

слайд №4 (текст) или

в текст, который лежит на  парте.

Читают выразительно.

 

3 мин

 

Лексическая работа с использова-нием словаря.

Кто может объяснить  лексическое значение слова «отрешенно»?

 Ученица: обратимся к Толковому словарю  С.И.Ожегова: «Отрешенный – отчужденный, погруженный в себя»

1 мин

Задание: замените выделенные глаголы деепричастиями. Подчеркните деепричастные обороты, расставьте знаки препинания.

Оказываю помощь  2 ученикам с низкой учебной мотивацией (из II группы).

Дети списывают текст, выполняя задания.

 

 

7 мин

Чем полученный текст отличается от исходного?

Ученик: текст стал более точным, динамичным, выразительным.

 

Дайте определение деепричастного оборота.

 

 

 

Ученик: деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.

 

 

1 мин

 

Устная работа по вопросам

Какими членами предложения они являются? Как обособляются?

 

 

 

1

мин

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

1) деепричастия и деепричастные обороты в предложении являются обстоятельствами;

2) выделяются запятыми с обеих сторон, если находятся в середине предложения и одной запятой, если в начале или в конце предложения.

 

Взаимо-проверка.

 

 

 

Осуществляется

взаимопроверка.

1 мин

 

Работа в группах

 

 

 

Самосто-тельное изучение темы.

Работа с учебником.

 

Чтобы упорядочить свои знания, я предлагаю вам, ребята, самостоятельно изучить материал на странице 90 , §  31 по теме: «Морфологический разбор деепричастия».

 

Читают и осмысливают

материал § 31.

 

 

 

  2

мин

Выполнение по образцу.

Выполните  письменный  морфологический разбор 2-х деепричастий из полученного текста.

 

У доски работают 2 ученика с низкой учебной мотивацией (из II группы)

Провожу с ними индивидуальные консультации, оказываю помощь.

  3

мин

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz