Классный час "Семья и семейные ценности", 5 класс, 18.03.2013
Цель:
- формирование уважительного отношения к членам семьи;
- формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям;
- воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим;
Оборудование: семейные фотографии, проектор, стихи о семье.
Звучит песня . Какой теме она посвящена? О чём в ней говорится?
Учитель: Какой теме она посвящена? О чём в ней говорится?
Учитель: Чтобы ответ был точным, отгадайте ребус ( 7Я)
Учитель: Как вы думаете, какова цель классного часа? Что мы узнаем на занятии?
Учитель Правильно, мы должны вспомнить, что такое семья, подумать для чего семья необходима человеку, назвать семейные ценности и качества, необходимые каждому члену семьи.
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Учитель: Назовите самых близких вам людей, которых объединяет слово «семья»?
Ответ: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.
Учитель: В каждом доме хранятся старые фотографии, на которых запечатлены самые счастливые моменты семейной жизни. Самыми дорогими являются фотографии детей. Предлагаю просмотреть и узнать своих одноклассников.
Учитель: можно ли фотографии назвать семейными ценностями?
Учитель: Ещё какие семейные ценности вы можете назвать??
Ответ: Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
- Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.
Учитель: До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.
Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь, бабушка, дедушка и внучка Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
Учитель: А может ли человек прожить без семьи? Для чего семья нужна человеку? (Отвечают дети)
Учитель: Послушайте притчу и назовите качество, без которого невозможна крепкая семья?
« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».
Учитель: почему понимание столь необходимое качество для семьи?
Дети отвечают
Учитель: - Выберите качества ,которые, по-вашему мнению, необходимы счастливой семье.
Ложь, любовь, уважение, доброта, радость, уют, грубость, ненависть, семейные традиции, взаимопомощь, зависть, семейные обязанности, забота, вредные привычки, семейные праздники.
Учитель: Объясните почему?
Учитель: Почему оставшимся словам нет места в счастливой семье?
Дети отвечают.
Учитель: семью, в которой вы живёте, можно назвать счастливой?
Дети отвечают.
Учитель: Давайте послушаем мнение родителей о семье
Итак, Семья – это….
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Учитель: - Что же может объединять семью?
Ответ: дети . Объясните (это продолжение)
Учитель: без чего не может существовать семья
Учитель: без семейных ценностей
Учитель: Итак, Семейные ценности – это не только семейные праздники и традиционные увлечения, это внутренняя культура семьи: любовь, великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, бережное отношение друг к другу, забота, внимание, терпение - то есть все то, без чего не может существовать семья.
Учитель: А сейчас викторина на семейную тему «И в шутку и всерьёз».
1. Какое выражение стало символом большой семьи:
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
2. Цветок – символ семьи (ромашка).
3. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)
4. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?
(о матрёшке)
Семья – это то, что мы делим на всех, Семья – это то, что с тобою всегда.
Всем понемножку: и слезы, и смех, Пусть мчатся секунды, недели, года,
Взлет и падение, радость, печаль, Но стены родные, отчий дом –
Дружбу и ссоры, молчанья печать. Сердце навеки останется в нем!
Русский народ сложил много пословиц о семье и семейном счастье. Предлагаю вспомнить их:
Пословицы:
- В гостях хорошо … (а дома лучше)
- Не нужен клад … (когда в семье лад)
- Чем богаты … (тем и рады)
- Когда семья вместе … (так и душа на месте)
- Семья в куче… (не страшны и тучи)
- Когда семья вместе … (так и душа на месте)
- Дома и стены …(помогают)
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
- Мой дом …(моя крепость).
Учитель: 1. Какой смысл заложен в пословице: - Мой дом …(моя крепость).
- Приведите примеры из жизни
Новый слайд: Крепка семья – (крепка держава)
Учитель: Как вы понимаете смысл этой пословицы и какое отношение она имеет к теме нашего классного часа? (Дети рассуждают)
Учитель: Патриотическое воспитание начинается в семье, Отец и мать воспитывают в своих детях любовь к родине, уважение к её культуре, языку, умение своими делами укреплять нашу Родину, героическому прошлому России, готовность защитить свою Родину.
- Прослушайте стих-е в исп. Бузуевой Св.
- Песня о Родине – исполняет хор 5 класса.
Учитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?
(ученики: высказывают свои мнения).
Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. Нас объединяют общие цели (учёба), общие планы, совместные мероприятия. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.
Учитель: Итак, Семья-это ёмкое понятие, Семья-это твои родные, это школьный коллектив, это люди России. Человек рождается в семье, воспитывается в ней, приобретает семейные ценности. «Родительский дом – начало начал»
Учитель:
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
Учитель: Группа девочек дарит всем танец «Хорошее настроение»
Учитель: Я желаю вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме.
(Звучит песня «Мы желаем счастья вам»